08.12.2013 13:45

Чириков: в ведущих университетах РФ пройдет масштабное исследование студентов

Оцените материал
(0 голосов)

Институт образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) при поддержке Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) начинает новое масштабное исследование – мониторинг студенческих черт и траекторий. О деталях проекта в интервью РИА Анонсы поведал его управляющий, заместитель первого проректора Игорь Чириков.

— Игорь Сергеевич, почему было принято решение провести схожее исследование конкретно на данный момент и какова его цель?

— Цель исследования – осознать, как студенты оценивают собственный опыт вузовского обучения, на что растрачивают свое время, какие ценности выбирают на будущее.

В последние годы произошел ряд конфигураций, ставящих под вопрос классические представления о студентах и их роли в институтах. Это и переход к массовому высокому образованию, и трансформации в университетах и на рынках труда, и активное развитие новых образовательных технологий, в том числе на интернет-площадках. Как студенты реагируют на эти конфигурации, какие стратегии поведения выбирают, какой опыт получают, пока обучаются? Молвят, что «современный студент уже не тот», но суровых исследовательских работ на данную тему не настолько не мало – студенты как соц группа серьезно недоизучены, что затрудняет принятие практических решений как на уровне вузов, так и на уровне системы высшего образования.

Проект стал вероятным к тому же поэтому, что на площадке АВВЭМ удалось собрать группу активных институтов, которые заинтересованы в улучшении образовательной среды. Это – в купе с скопленным опытом проведения огромных опросов студентов в НИУ ВШЭ – позволило создать амбициозную программку исследования, результаты которого могут быть применены как для анализа студенческих черт в каждом из вузов-участников, так и для исследования более общих тенденций. Схожая модель реализована в международном консорциуме "Студенческий опыт в исследовательском институте", в каком участвует НИУ ВШЭ.

— Каковой масштаб исследования, его особенности?

— Участниками проекта, сначала, являются университеты-члены АВВЭМ, также ряд других вузов – всего 12 институтов. Это, например, Уральский федеральный институт, Новосибирский муниципальный институт, Санкт-Петербургский муниципальный экономический институт, Русский муниципальный гуманитарный институт, Денежный институт.

Особенность пилотного шага исследования в том, что оно будет сфокусировано на студентах экономики и менеджмента, хотя в ряде вузов будут изучаться и другие направления подготовки. По нашим подготовительным оценкам, в исследовании воспримут роль 10-12 тыщ студентов.

— Какие вопросы подразумевается задать участникам?

— Во-1-х, вопросы, связанные с процессом обучения. В какие виды активности вовлечены студенты? Нередко ли делают презентации, участвуют в обсуждениях, пишут тексты, много ли приходится читать и что же это все-таки за литература? В какой форме проходят занятия, зачеты, экзамены? Как студенты оценивают приобретенные познания? Ответы на эти вопросы позволят оценить, способен ли университет обучить студентов хорошо формулировать свои мысли в устной и письменной форме, развить у их способности проектной работы и прочее.

Во-2-х, вопросы, касающиеся того, каким видам деятельности студенты предпочитают отдавать время и усилия, так сказать, во что инвестируют их как студенты инвестируют свое время и усилия в разные виды активностей. Много ли занимаются без помощи других? Так, конфигурации, происходящие в организации учебного процесса в Высшей школе экономики и ряде других вузов, подразумевают акцент на самостоятельную работу. Принципиально осознать, как студенты готовы к этому.

В-3-х, вопросы об участии студентов в вузовской научно-исследовательской работе. Как студенты различных вузов склонны к научной работе и как интенсивно вовлечены в нее? Как научная работа педагогов, по воззрению студентов, сказывается на учебном процессе?

В-4-х, очень принципиальный блок вопросов связан с работой и карьерой студентов. Не тайна, что отношение к работающим студентам не всегда положительное и университеты изредка делают какие-либо условия для совмещения работы и учебы. Мы желаем осознать, когда и при каких критериях студенты начинают работать, каким образом встраивают работу в процесс обучения.

В конце концов, вопросы, связанные с внедрением разных интернет-сервисов и девайсов. Как интенсивно студенты пользуются вебом и каким образом в учебном процессе употребляются электрические ресурсы и сервисы?

Еще одна животрепещущая неувязка — отношение студентов к плагиату и списыванию. Понятно, что липовые диссертации начинаются с «невинного» плагиата в вузе. Любопытно узнать, каково отношение студентов к подобнойэтим практикеам и какова ееих распространенность в университетах.

— Когда планируется публикация результатов?

— Исследование стартует осенью. Так как оно будет проводиться в онлайн-формате, то полевой шаг пройдет относительно стремительно и 1-ые результаты будут размещены уже весной. Надеюсь, они будут увлекательны не только лишь вузам-участникам, да и более широкой аудитории и позволят продвинуться в осознании того, кто таковой современный студент.

Оставьте свой комментарий

Вопрос дня

Что для вас главное при выборе вуза?

Следите за нами

Последние статьи

Распространенные типы программ…

Распространенные типы программ, которые включают в себя языковые курсы за рубежом

Курсы для особо ответственных сотрудников. Эти программы подразумевают сверх-интенсивную подготовку учащихся по иностранному языку за максимально коро...

Регистрация на участие в ЕГЭ

Регистрация на участие в ЕГЭ

Для участия в ЕГЭ необходимо подать заявление с перечнем конкретных предметов, которые предполагается сдавать.Не позднее 31 декабря 2010 года орган ис...

JoomShaper