25.01.2014 19:51

Профессиональное образование

Оцените материал
(0 голосов)

Профессиональное образованиеСистема профессионального образования Российской Федерации располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования.

За последние 10 лет произошли заметные изменения в структуре профессионального образования.

При снижении доли начального профессионального образования быстрыми темпами росла доля высшего образования. Так, численность выпускников высших учебных заведений, по сравнению с 1995 г., увеличилась в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования - с 23% до 43%. В 2005 г. на 10 тыс. чел. населения приходилось 480 студентов (в 1985 г. - 200, в 1995 г. - 189, в 2000 г. - 327).

Наметившееся в конце восьмидесятых годов сокращение приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения в условиях отрицательной фазы демографической ситуации сменилось его ежегодным увеличением.

Высшее профессиональное образование

В настоящее время высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин и образовательных программ.

На начало 2005/2006 учебного года в Российской Федерации действовало 662 государственных и муниципальных высших учебных заведений, в которых обучалось 5,9 млн. студентов.

Задачи территориальной доступности высшего образования решаются в определенной мере за счет наращивания сети филиалов учебных заведений. В 2005/2006 учебном году действовал 1621 филиал государственных и муниципальных вузов.

Начиная с 1995 г., прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7 - 15% ежегодно, опережая демографические показатели, и в настоящее время приблизился к естественному максимуму. Рост показателей по заочной форме обучения отражает повышение интереса к получению второго высшего образования, в основном экономического или управленческого профиля, на платной основе.

Контрольные цифры приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005 г. были установлены в объеме 586 378 чел., в том числе по очной форме обучения - 400 071, что меньше контрольных цифр приема на 2004 г. соответственно на 25 244 и 3 639 чел. Сокращены неоправданно завышенные приемы по непрофильным для вузов направлениям подготовки.

Конкурс при поступлении в высшие учебные заведения в 2005 г. достиг в среднем 200 заявлений на 100 мест. При этом особым спросом пользуются специальности филологического, экономического и юридического профиля, где конкурс на одно место составлял 2-4 человека. Традиционно высокий конкурс отмечается в вузах культуры и искусства (в среднем 2-5 человек на место).

Удельный вес студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающихся на специальностях экономики и управления, вырос с 26% в 2000г. до 29% в 2004 г., а студентов, получающих специальности юриспруденции с 7% до 9%. Эти данные в основном соответствуют аналогичным зарубежным показателям, но качество подготовки вызывает растущую озабоченность работодателей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" в стране начата подготовка кадров по контрактам, прежде всего для бюджетной сферы. В 2004/2005 учебном году на контрактной основе обучалось 365,4 тыс. студентов (6%).

Среди обучающихся по специальностям образования, здравоохранения, искусства и кинематографии, экономики и управления женщины составляли 70-86%.

Оставьте свой комментарий

Наш Твиттер

Вопрос дня

Что для вас главное при выборе вуза?

Институты

Студенческие программы

JoomShaper